Уважаемые путешественники, желаю здравствовать.
Позвольте представиться, меня зовут Дмитрий.
Приглашаю Вас познакомиться с виноделием и виноградарством Португалии, ведущими свою историю со времен королевства Тартусов (существовавшего на землях современной Португалии) около 4000 лет назад. А на сегодняшний день в Португалии выделен 31 винодельческий регион.
© Wines of Portugal / ViniPortugal
Начнем же мы Ваше знакомство с культурой виноделия в Португалии с «основ»… Итак, среди португальских виноделов вина делятся по типам вин на белые, красные (тинту) и розовые/розоватые (известные в остальном мире под названием «клареты»). Также португальские вина делятся на »транкуилу» (спокойные или одинарные сухие вина), «резерва» (выдержанные или марочные), «фортификаду» (крепленые), «эшпуманте» (игристые вина, сделанные по традиционной или современной технологиям), а также в Португалии существует «свой» (чисто португальский) тип вина — это «Винью Верде» или «зеленое» вино, которое бывает белым, красным и розовым.
И сегодня я познакомлю Вас с одним из «знаменитых» и даже «знатных» типов вин — «Белым» вином или «Винью Бранку».
«Como não há vinho … BEBA-SE BRANCO!» или «Когда нет вина… ПЕЙТЕ БЕЛОЕ!»
Эта фраза, ошибочно и несправедливо приписываемая португальскому писателю Эса де Кейрож (порт. Eça de Queiroz), начала завоевывать популярность в португальском обществе в конце 20-го века, когда «красное» вино (в Португалии называемое «Винью-Тинту» /порт. Vinho Tinto/) начало «почитаться» практически во всем мире. Возвышение качеств вин «красного» цвета предполагало уменьшение достоинств вин белого цвета, как если бы белые вина можно было бы назвать — «бедным родственником», которого следует избегать.
Но всё же, это другая история.
В соответствии с выводами исследований в области молекулярной биологии, проведенных группой, координируемой Патрисом Симе, из института «INRA de Montpellier», белые виноградные лозы могли появиться в Египте между вторым и третьим тысячелетиями до нашей эры. Поэтому они будут изображаться гораздо реже, чем красные виноградные лозы, которые наиболее широко представлены на фресках египетских дворцов и гробниц. Поэтому следует признать, что появление виноградных лоз белого винограда было трансцендентным событием в то время когда производство и потребление вина в Египте контролировалось фараонами и жрецами, ответственными за поклонение Аммону и другим божествам. Контроль же за выращиванием новых виноградных лоз и производством соответствующего белого вина был почти государственной тайной, доверенной ближайшим слугам и лучшим виноделам фараонов. Также естественно, что потребление белого вина было огра-ничено фараоном и элитами египетского общества.
Если мы помним, что самый известный белый сорт винограда — это Мускат из Александрии, который дал начало знаменитому вину «Мареотику» — «… превосходное, белое, приятное, ароматное и легко усваиваемое [вино] …», как писал Афиней́ Навкрати́йский в своём трактате «Deipnosophistae» (лат. «пирующие мудрецы») или «… что доведёт Клеопатру до безумия…», как упомянул Гораций в своей знаменитой Оде 37, — то вполне законно признать, что белое вино с древности до 20-го века заслуживало исключительного статуса.
Греки также скоро узнали «прелесть» белых вин, которые, возможно, прибыли на Крит из Египта. На этом острове заявил о себе другой знаменитый сорт белого винограда Античности — это «Мальвазия». Вино изготовленное из его изюма, заслужило предпочтения элит античного мира. Чтобы понять успех так называемого «греческого вина», сладкого и пьянящего, необходимо помнить, что кроме фруктов единственными источниками сахара того времени были мед и концентрированное виноградное сусло, которые получалось путем варки виноградного сусла. Поэтому"сладкий" вкус вина будет редкой привилегией, преимущественно достижимой только властьимущим членам и элитам этого общества. «Сладкое» белое вино, смешанное со смолами, травами и специями и выпиваемое после разбавления водой (что было нормой у греков), имело более высокий статус, чем"красные» вина, более «народного» характера.
Римляне, которые всегда знали, как использовать лучшее из того, что предлагает греческая культура, также «сдались» белым винам, особенно сладким и пьянящим, которыми они наслаждались после долгой выдержки вина в глиняных амфорах. Самые известные из этих вин (все произведены к югу от Рима), такие как Falerno, Cecubo, Albano, Veletri или Sorrento, были явно белыми и изготовлены, вероятно, в стиле «поздних» урожаев. Это были предметы роскоши, некоторые из которых были непомерно дорогими. Так что употребление их отличало, с социальной точки зрения, людей, которые могли их пить удовлетворяя показную утонченность богатой аристо-кратии Рима. Эти вина были на вкус смолистыми, ароматизированными и часто даже «копчеными», причудливым на наш вкус, но прежде всего они были дорогими, выдержанными (можно назвать"старыми») и самое главное — белыми. С расширением Империи виноград и белые вина также распространились в новые регионы, хотя белые вина по-прежнему были предназначены для элиты и тех, у кого были деньги, чтобы купить их. Легионеры пили «пошка» (лат. «posca» — уксус или кислое вино). Этот напиток разведенный в воде, был гораздо более гигиеничным, чем «чистая» вода, хорошо утолял жажду и не ослаблял дух, а рабы и простолюдины пили «а лойра» (лат. «a lora» — можно перевести как «блондинка»), которую в Португалии называют «Агуа-Пе» (порт. «Água Pé„) и до сих пор продолжают пить в „сельском“ мире Португалии. На новых территориях Римской империи в Средиземноморском бассейне начнут появляться новые белые виноградные лозы, что подтверждается картинками с бесчисленных известных мозаик. Вина из этих сортов винограда также получат признание, потому что стиль этих вин будет не сильно отличаться от „греческого“, благодаря благоприятному климату. Весьма вероятно, что традиция производства и потребления белого вина на юге Пиренейского полуострова, которая все еще остается на всей территории Андалусии, но почти исчезла в Алентежу, восходит к Римской империи. Даже многовековое мусульманское правление на этих землях, практически не стерло римских привычек, так как кажется для мусульманских правителей существовало правило — „… вино терпимо, пока оно белое!…“
На других территориях римской империи, с прохладным климатом и влиянием Атлантики, также развивалось виноградарство, и там будут присутствовать белые сорта винограда, как показано на остатках сохранившихся фресок и мозаик. Однако техника виноделия, а главным образом, стиль вин претерпели глубокие изменения, так как климат больше не позволял производить вина „греческого“ стиля. Использование в производстве вина добавок „sapa“ и „defructum“ (концентрированное /с большим содержанием сахара/ виноградное сусло, получаемое при помощи кипячения и выпаривания „лишней" жидкости) решит проблемы недостаточности сладости винограда из-за невозможности полного его созревания, но никогда не приведет к получению сладких и пьянящих вин, как из Средиземноморского бассейна.
Таким образом, были открыты двери для изготовления сухих вин, главным образом, для вин с легким оттенком уксуса во вкусе, который не могут использованы для выдерживания и долгого хранения. Распространение использования деревянной бочки для виноделия (вклад кельтского мира), ускоряет ухудшение качеств вина (потому что поры дерева являются идеальным укрытием для уксусных бактерий и плесени), а также потому, что нет возможности проводить ежегодную „дезинфекцию“ бочки, как это делалось и делается при винификации в глиняных горшках („Тальях“ или " Амфорах“), при помощи операции „пешгажень“ („смоление“ изнутри сосуда при помощи кипящей смеси из смолы, пчелиного воска и оливко-вого масла). И в результате „лексикон“ винных дефектов будет в значительной степени „обогащен“.
С нашествием варваров и падением Римской империи, во времена когда христианство было уже консолидировано, почти все наследие „римского“ вина перешло под контроль Церкви и Феодалов. И снова белое вино поднялось на вершину, продолжая заслуживать предпочтения политической, религиозной и финансовой элиты. Важность „массового“ вина в Европе, в которой доминирует Церковь, будет способствовать изменению профиля вина, приближая его к тому, что мы знаем сегодня. Фактически, в соответствии с еврейской традицией, „массовое“ вино должно было быть чистым, и оно не должно и не может быть кислым или смешанным со специями, смолой или солью (добавки к вину, которые так любили делать и употреблять египтяне, греки и римляне). Цвет вина не являлся препятствием для церкви, пока вино было чистым (неразбавленным, без примесей), и поэтому предпочтение отдавалось белому вину, пьянящему и сладкому, как это всё ещё происходит сегодня в некоторых церквях, даже если „кларет“ или"пальета“ были наиболее похожи на кровь Христа. Есть представители Церкви, кто говорит, что белый цвет вина предпочтительнее, чтобы не оставлять пятен на белых льняных облачениях священников, но не следует забывать и иметь в виду, что белое вино — это вино для элиты, а красное вино — вино для простых людей.
В средние века потребление вина в Центральной Европе было намного выше, чем сегодня, главным образом потому, что пиво еще не достигло удовлетворительного качества. Только в конце 14-го века, когда монахи обнаружили, что хмелевая горечь сделала пиво намного более приятным и с возможностью большей сохранности, то потребление вина начало снижаться в центре Европы, а точнее, в городе Брюгге в период между 1420 и 1532 годами потребление вина уменьшилось с 80 до 20 л на душу населения.
Чтобы удовлетворить такое потребление вина, география виноградарства в Европе в средние века весьма отличалась от нынешней, с сильным присутствием виноградников в северных и атлантических районах Европы, от Фландрии до Бретани, проходя через Британские острова и Иль-де-Франс, вокруг Парижа. При таком неблагоприятном климате для виноградной лозы было неудивительно, что сорта винограда, используемые в лучших винах в этих районах, были обязательно белыми. Для сравнения, можно было попробовать те вина красного („Тинту“) или розоватого („Пальета“) цвета с крепостью около 9 градусов, с уксусным привкусом или без него, чтобы понять эффект танинов во рту и почувствовать разницу с белым вином. Поэтому, можно сказать, что работа монахов по улучшению вина была неутомимой и достойной восхищения. Чтобы им „победить“ в борьбе с неблагоприятными климатическими условиями пришлось отобрать лучшие сорта винограда, определить идеальные места для виноградников и создать новые процессы в виноделии, что в результате позволило сделать великолепные вина, почти все белые, с элегантным стилем, легкостью и свежестью кислотности и со способностью к старению. Эти старания прекрасно сочетались со вкусами того времени и заставили забыть „греческое“ вино.
В Португалии, в прошлом, белые вина также имели „высшую“ котировку, о чем свидетельствует цены, по которым они продавались, которые всегда были выше цен на „Пальету“, „Тинту“ и зелёное вино. И это можно было заметить еще недавно, так как маленькие виноградники в деревнях региона Бейра каждый год производят небольшой бочонок белого вина, чтобы иметь возможность достойно принять святого отца в день пасхального визита.
В старые, добрые времена, было бы не удивительно услышать:
" …раз уж вина нет… пейте красное!…»